Ростовская финифть -- живопись по эмали эмалевыми красками.
На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали --
"финифть" -- происходит от греческого "фингитис", что
переводится как "светлый, блестящий камень". Именно блеск, яркость,
неувядаемость красок привлекают в художественной эмали, в какой бы технике она
не выполнялась. Стекловидная масса различных цветов использовалась для
украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели
техниками выемчатой и перегородчатой эмалей. Живопись по эмали, сравнительно
поздняя технология художественного эмалирования, появилась в России в конце
XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия.
Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к
следующему. Эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на
обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800
градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую
поверхность -- основу для живописи. Роспись пластинки производится
огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски,
затем -- легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге. При
создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз.
Сложная технология требовала определенных живописных способностей и опыта,
поэтому от первого упоминания о написании эмалевых икон в Ростове и до широкого
распространения финифтяного дела в городе прошло немало лет.
Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при
Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин "писал шапки",
т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры -- головного
убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями
Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного
предмета. С другой стороны, они обогащали его декоративное звучание. Работы
Елшина не выявлены в музейном собрании.
Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для
украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова. Их
краски, казалось бы, вобрали в себя торжественность и пышность интерьера
русского православного храма эпохи барокко. Своей цветовой насыщенностью и
блеском они не уступают окружающим их жемчугу и бирюзе, парче и бархату, золоту
и серебру. Палитру мастеров составляла яркая, звучная, просветленная гамма из
нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность
красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых
соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу
церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры
украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое
распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.
Ростовские эмальеры справедливо называли себя иконописцами, но их произведения --
это иконопись Нового времени. В XVIII в. она не столько развивала традиции
древнерусской иконы, сколько ориентировалась на западноевропейскую религиозную
живопись. Представления о ней наши мастера получали от созерцания современных
им росписей храмов, копирования книжных гравюр или миниатюр столичных
живописцев. Но, приближаясь к оригиналу, ростовские финифтянщики, за редким
исключением, оставались непрофессионалами. Поэтому в ростовской финифти
отчетливо прослеживаются несколько уровней -- от высот мастерства до
упрощенности примитива.
Имена авторов абсолютного большинства произведений XVIII-XIX вв. из собрания
музея неизвестны. Одним из немногих исключений являются миниатюры А.И.
Всесвятского, священника ростовской церкви Всех Святых, работавшего на рубеже
XVIII-XIX вв. Его работы отличаются широким использованием возможностей белой
эмали -- она остается почти открытой в фоне, бликами лежит на ликах и
одеждах святых. Светлые, прозрачные краски производят впечатление свежести,
наполненности воздухом и светом. При исполнении личного мастер использовал
иконописные приемы.
Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные.
Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная
проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы
форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.
Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того
времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр
середины и второй половины XIX в. были уже не характерны сложные композиции. В
ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский
костюм. Расширился круг сюжетов. Так, в собрании музея встречается около 35
типов иконографии Богородицы. В производство, наряду с купцами и
священнослужителями, пришли крестьяне и ремесленники. В ростовскую финифть они
привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и иконе. Представленное
этими мастерами направление можно назвать народным промыслом. В 1880-х гг. в
Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. По свидетельству
современников, Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на
скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок. Напряженный
трудовой ритм заставлял все более упрощать изображение. Миниатюры, где
изображение превращалось в подобие знака, имели своего покупателя. Именно они
представляли в народе ростовскую финифть. Мастера "простого письма"
не прорабатывали объем, смело рисовали кистью, выделяя контур, использовали
яркие, контрастные цветовые сочетания.
Конец XIX -- начало XX вв. -- особый, сложный период в истории
ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным
производством икон и поддерживается государством путем организации школ и
мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву
и иконописи по финифти, а после 1911 г. -- Учебно-показательная финифтяная
школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение
кустарей дешевым сырьем. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг.
известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и
новой тематики росписей. Деятельность школы до революции характеризуют
расписные тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра "Вид Ростовского
кремля" Л. Арефьевой и произведения других учеников.
В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место
занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в
них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна.
Одним из наиболее интересных мастеров был А.А. Назаров. Он в совершенстве
владел техникой пунктирной росписи, что позволило ему создать уникальные
произведения. Оригинальна по иконографии и колориту, а также техническим
качествам исполнения икона "Покров Богоматери с коленопреклоненными кн.
Ольгой и Димитрием Ростовским".
А.А. Назарова с полным основанием можно назвать основоположником советского
репрезентативного и интимного портрета в финифти. Его портретную галерею 1930-х
гг. ("Ворошилов на маневрах", "Ленин на прогулке", портрет
И.В. Сталина) продолжают художники Н. Дубков (портрет М.И. Калинина), В.Н.
Горский ("Девушка с распущенными волосами") и другие.
Творчество Н.А. Карасева 1950-х гг. отражает возобновление поисков новых
форм и художественных приемов в финифти. Музей обладает двумя ценными
произведениями художника: дамским поясом, украшенным цветочной росписью и
миниатюрой "Московский кремль".
В 1950-е гг. в ростовской финифти появляется чета Солдатовых -- ювелир
Валентина Васильевна и живописец Иван Иванович. С появлением их сувениров
"Матрешка", "Башня" и украшений с цветочной росписью в
ювелирное оформление изделий входят скань и зернь, прочно закрепившиеся в
финифти до настоящего времени.
Творчество Заслуженного художника России Н.А. Куландина занимает особое
место в истории ростовской финифти, оно самобытно, ярко и многопланово.
Художник работает в разных жанрах: историческом, пейзаже (главным образом
архитектурном), сказочно-бытовом, портрете. Работы "Ростовские звоны"
(1968), "Лада" (1968), "Князь Василько" (1975) стали
этапными не только в собственном творчестве художника, но и во всей ростовской
финифти. Для Н. Куландина характерно еще одно направление -- любовная
лирика (оконце "Лада", туалетные зеркальца с росписью
"Чаепитие", "Гадание").
Художника А.А. Хаунова в 1970-1980-е гг. увлекает стилистика древнерусского
искусства, это находит отражение как в предметах с орнаментальной росписью
(коробочка "Русский мотив", лоток "Декоративный"), так и
сюжетной (миниатюры "Былина", "Фрески").
Вот уже много лет с А.А. Хауновым и Н.А. Куландиным сотрудничает ведущий
ювелир промысла Л.Н. Матакова. Арсенал ее авторских приемов широк и разнообразен,
она прекрасно владеет сканью, с успехом применяет зернь и прочие сложные в
ювелирном деле техники. В соавторстве с нею и другими ювелирами промысла,
произведения художников приобретают завершенный вид.
Портретную галерею ростовской финифти в 1970-1980-е гг. продолжают художники
А.Е. Зайцев (серия портретов героев Отечественной войны 1812 г., портрет А.
Пушкина, 1987 г.) и Б.М. Михайленко (медальоны с портретами русских писателей и
поэтов). В сложных композициях Б. Михайленко нередко проявляются философские
поиски смысла бытия (миниатюры "Зодчие России", "Андрей
Рублев", "Проводы зимы" и др.).
Художник А.Г. Алексеев в начале 1980-х гг. работает над монументальными
панно. Сквозь все его творчество этих и последующих лет проходят несколько тем:
мастерская ростовского финифтяных дел мастера Алексея Всесвятского,
воспоминания детства и пейзаж.
Расцвет лирического пейзажа в финифти 1970-1980-х гг. по праву ассоциируется
с именем А.В. Тихова. Тонкость кисти и способность передачи чистоты и глубины
неба характерны для зрелого мастера.
Самобытностью стилистических и декоративных решений привлекают также пейзажи
и цветочная роспись В.Д. Кочкина.
Современная цветочная роспись представлена творчеством Т.С. Михайленко, Е.С.
Котовой и Н.В. Серовой -- художниц, много лет работающих в
экспериментальном цехе фабрики "Ростовская финифть". По эскизам
художников этого цеха на фабрике выполняются изделия, поступающие в массовую
продажу. Живопись Т. Михайленко (гарнитуры "Приз грации",
"Голубая весна" и др.) поэтична и нежна. Оригинальные работы Е.
Котовой и Н. Серовой (браслет с часами "Цветы Ростова", гарнитур
"Ручеек", ароматницы, флаконы) популярны среди любительниц украшений
из ростовской финифти и по сей день.
Авторы текста: В.Ф. Пак, М.М. Фёдорова Редактор: В.В. Зякин
|