МИНИАТЮРНЫЙ ПОРТРЕТ    И    НАТЕЛЬНАЯ ИКОНА 

на финифти, керамике, эмали

ручная роспись, а так-же подписная деколь               8 926 237 53 72
финифть, стеклянная или фарфоровая основа, керамические краски обжиг 780-840г С, не акрил
гарантия стойкости изображения к выцветанию 100% не токсично, экологически чисто, 
не боится пресной и морской воды, стоек к "фейри", к спирту, к бензину , ацетону , уайт-спириту, скипидару

 

заказать
 

Иконы всех Святых

все иконы Святых

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Ростовская финифть

Ростовская финифть -- живопись по эмали эмалевыми красками.

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали -- "финифть" -- происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень". Именно блеск, яркость, неувядаемость красок привлекают в художественной эмали, в какой бы технике она не выполнялась. Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей. Живопись по эмали, сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в России в конце XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия.

Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к следующему. Эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую поверхность -- основу для живописи. Роспись пластинки производится огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски, затем -- легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз.

Сложная технология требовала определенных живописных способностей и опыта, поэтому от первого упоминания о написании эмалевых икон в Ростове и до широкого распространения финифтяного дела в городе прошло немало лет.

Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин "писал шапки", т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры -- головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного предмета. С другой стороны, они обогащали его декоративное звучание. Работы Елшина не выявлены в музейном собрании.

Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова. Их краски, казалось бы, вобрали в себя торжественность и пышность интерьера русского православного храма эпохи барокко. Своей цветовой насыщенностью и блеском они не уступают окружающим их жемчугу и бирюзе, парче и бархату, золоту и серебру. Палитру мастеров составляла яркая, звучная, просветленная гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти.

На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.

Ростовские эмальеры справедливо называли себя иконописцами, но их произведения -- это иконопись Нового времени. В XVIII в. она не столько развивала традиции древнерусской иконы, сколько ориентировалась на западноевропейскую религиозную живопись. Представления о ней наши мастера получали от созерцания современных им росписей храмов, копирования книжных гравюр или миниатюр столичных живописцев. Но, приближаясь к оригиналу, ростовские финифтянщики, за редким исключением, оставались непрофессионалами. Поэтому в ростовской финифти отчетливо прослеживаются несколько уровней -- от высот мастерства до упрощенности примитива.

Имена авторов абсолютного большинства произведений XVIII-XIX вв. из собрания музея неизвестны. Одним из немногих исключений являются миниатюры А.И. Всесвятского, священника ростовской церкви Всех Святых, работавшего на рубеже XVIII-XIX вв. Его работы отличаются широким использованием возможностей белой эмали -- она остается почти открытой в фоне, бликами лежит на ликах и одеждах святых. Светлые, прозрачные краски производят впечатление свежести, наполненности воздухом и светом. При исполнении личного мастер использовал иконописные приемы.

Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.

Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX в. были уже не характерны сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский костюм. Расширился круг сюжетов. Так, в собрании музея встречается около 35 типов иконографии Богородицы. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли крестьяне и ремесленники. В ростовскую финифть они привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и иконе. Представленное этими мастерами направление можно назвать народным промыслом. В 1880-х гг. в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. По свидетельству современников, Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок. Напряженный трудовой ритм заставлял все более упрощать изображение. Миниатюры, где изображение превращалось в подобие знака, имели своего покупателя. Именно они представляли в народе ростовскую финифть. Мастера "простого письма" не прорабатывали объем, смело рисовали кистью, выделяя контур, использовали яркие, контрастные цветовые сочетания.

Конец XIX -- начало XX вв. -- особый, сложный период в истории ростовской финифти. Промысел не выдерживает конкуренции с дешевым промышленным производством икон и поддерживается государством путем организации школ и мастерских. В 1898 г. был открыт Ремесленный класс рисования, резьбы по дереву и иконописи по финифти, а после 1911 г. -- Учебно-показательная финифтяная школа (УПФШ), одной из целей создания которой, помимо обучения, было снабжение кустарей дешевым сырьем. Для деятельности УПФШ, руководимой в 1914-1917 гг. известным художником С.В. Чехониным, характерен поиск новых форм изделий и новой тематики росписей. Деятельность школы до революции характеризуют расписные тарелочки С. Агафонова и И. Соколова, миниатюра "Вид Ростовского кремля" Л. Арефьевой и произведения других учеников.

В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна. Одним из наиболее интересных мастеров был А.А. Назаров. Он в совершенстве владел техникой пунктирной росписи, что позволило ему создать уникальные произведения. Оригинальна по иконографии и колориту, а также техническим качествам исполнения икона "Покров Богоматери с коленопреклоненными кн. Ольгой и Димитрием Ростовским".

А.А. Назарова с полным основанием можно назвать основоположником советского репрезентативного и интимного портрета в финифти. Его портретную галерею 1930-х гг. ("Ворошилов на маневрах", "Ленин на прогулке", портрет И.В. Сталина) продолжают художники Н. Дубков (портрет М.И. Калинина), В.Н. Горский ("Девушка с распущенными волосами") и другие.

Творчество Н.А. Карасева 1950-х гг. отражает возобновление поисков новых форм и художественных приемов в финифти. Музей обладает двумя ценными произведениями художника: дамским поясом, украшенным цветочной росписью и миниатюрой "Московский кремль".

В 1950-е гг. в ростовской финифти появляется чета Солдатовых -- ювелир Валентина Васильевна и живописец Иван Иванович. С появлением их сувениров "Матрешка", "Башня" и украшений с цветочной росписью в ювелирное оформление изделий входят скань и зернь, прочно закрепившиеся в финифти до настоящего времени.

Творчество Заслуженного художника России Н.А. Куландина занимает особое место в истории ростовской финифти, оно самобытно, ярко и многопланово. Художник работает в разных жанрах: историческом, пейзаже (главным образом архитектурном), сказочно-бытовом, портрете. Работы "Ростовские звоны" (1968), "Лада" (1968), "Князь Василько" (1975) стали этапными не только в собственном творчестве художника, но и во всей ростовской финифти. Для Н. Куландина характерно еще одно направление -- любовная лирика (оконце "Лада", туалетные зеркальца с росписью "Чаепитие", "Гадание").

Художника А.А. Хаунова в 1970-1980-е гг. увлекает стилистика древнерусского искусства, это находит отражение как в предметах с орнаментальной росписью (коробочка "Русский мотив", лоток "Декоративный"), так и сюжетной (миниатюры "Былина", "Фрески").

Вот уже много лет с А.А. Хауновым и Н.А. Куландиным сотрудничает ведущий ювелир промысла Л.Н. Матакова. Арсенал ее авторских приемов широк и разнообразен, она прекрасно владеет сканью, с успехом применяет зернь и прочие сложные в ювелирном деле техники. В соавторстве с нею и другими ювелирами промысла, произведения художников приобретают завершенный вид.

Портретную галерею ростовской финифти в 1970-1980-е гг. продолжают художники А.Е. Зайцев (серия портретов героев Отечественной войны 1812 г., портрет А. Пушкина, 1987 г.) и Б.М. Михайленко (медальоны с портретами русских писателей и поэтов). В сложных композициях Б. Михайленко нередко проявляются философские поиски смысла бытия (миниатюры "Зодчие России", "Андрей Рублев", "Проводы зимы" и др.).

Художник А.Г. Алексеев в начале 1980-х гг. работает над монументальными панно. Сквозь все его творчество этих и последующих лет проходят несколько тем: мастерская ростовского финифтяных дел мастера Алексея Всесвятского, воспоминания детства и пейзаж.

Расцвет лирического пейзажа в финифти 1970-1980-х гг. по праву ассоциируется с именем А.В. Тихова. Тонкость кисти и способность передачи чистоты и глубины неба характерны для зрелого мастера.

Самобытностью стилистических и декоративных решений привлекают также пейзажи и цветочная роспись В.Д. Кочкина.

Современная цветочная роспись представлена творчеством Т.С. Михайленко, Е.С. Котовой и Н.В. Серовой -- художниц, много лет работающих в экспериментальном цехе фабрики "Ростовская финифть". По эскизам художников этого цеха на фабрике выполняются изделия, поступающие в массовую продажу. Живопись Т. Михайленко (гарнитуры "Приз грации", "Голубая весна" и др.) поэтична и нежна. Оригинальные работы Е. Котовой и Н. Серовой (браслет с часами "Цветы Ростова", гарнитур "Ручеек", ароматницы, флаконы) популярны среди любительниц украшений из ростовской финифти и по сей день.


Авторы текста: В.Ф. Пак, М.М. Фёдорова   Редактор: В.В. Зякин

Категория: Мои статьи | Добавил: andreyvs77 (09.12.2013)
Просмотров: 2671 | Теги: Ростовская финифть, финифть, эмаль, статья | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

СТАТЬИ

  • Все статьи
  • Что такое деколь?
  • Как отличить рукописную от деколи
  • Ростовская финифть
  • виды эмали
  • Мы на других ресурсах

  • YouTube
  • Livemaster
  • Мы вконтакте I
  • Мы вконтакте II
  • Мы в одноклассниках
  • Мы в LiveInternet
  • Мы в Artmajeur
  • Мы в АртРу.инфо
  • Мы в JPORTAL
  • Мы в ArtLib.ru
  • Поиск